НОВЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
За учебный период 2009-2011 г.г. были разработаны и внедрены в учебный процесс следующие новые подходы к обучению английскому языку (их можно разделить на 2 группы):
I — Системно-комплексный подход
II — Фреймовый подход.
В РАМКАХ СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА было внедрено:
- Принцип концентрированной подачи учебного материала при изучении всех аспектов английского глагола в активном и пассивном залоге.
- Сравнительный принцип подачи грамматического материала, в частности, при изучении а) личных форм английского глагола в разных аспектах, б) неличных форм английского глагола: герундия и причастий, в) частей речи английского языка.
- Принцип наглядности при изучении сложных грамматических понятий (например. аспектов Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous; также герундия). Методические принципы реализации данного подхода отражены в публикациях:
1) Богаткина О.Г. Основные требования к методикам преподавания иностранного
языка в техническом вузе: Сб. материалов II Между нар. науч.-практ. конф. / науч.
ред. Г.А. Багаутдинова — Казань: Центр инновационных технологий. 2009. с. 572-
577.
2) Богаткина ОТ Преимущества системно-комплексного подхода к обучению
английскому языку / Языки в современном мире. VIII Ежегодная международная
конференция: Статьи докладов участников конференции (Коломна. 28-3! мая 2009
г.).-МТУ, 2010, с. 236-242.
3) Богаткина О.Г. Иностранный язык в техническом вузе: внедрение прогрессивных
методов / Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования-Сб.
науч. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. 26 февр. 2010г. / отв. ред. Н.И.
Болдырев. Тамбов: Издательский дом ТРУим. Г. Державина, 2010, с. 131-133.
В РАМКАХ ФРЕЙМОВОГО ПОДХОДА было внедрено:
1. Опорные схемы для развития речевой практики студентов (оригинальная
разработка).
Разработаны и использованы опорные схемы к текстам по специальности PR: Media
Dependence on PR, PR Dependence on the Media. Areas of Friction, Advertising Pressures.
Tabloid Journalism и т.д. — более 50 схем.
Опорные схемы к текстам и основным понятиям технических процессов для
студентов технических специальностей (оригинальная разработка).
Разработаны и использованы опорные схемы к текстам Marie Curie, Air Pollution, Basic
elements of Telecommunication System, Combustion of Fuels, Car’s Parts emitted Harmful
Gases, Point to Point Communication. Broadcast Communication и т.д.
2. Практические задания по освоению тем PR (оригинальная разработка).
Темы: Advertising — письменное выполнение конкретного задания: составление рекламы с выбором стратегии, типа рекламы, среда в рекламирования.
Invitation, Pitch Letters, Media Advisories, Fact Sheets, Position Papers, Press Kits — устное
выполнение задания: комментирование правил составления этих документов,
изображенных в виде схем.
3. Тестовые задания к английским техническим текстам (оригинальная разработка) в
виде а) фреймов-алгоритмов для проверки знания грамматики и б) информационных
блоков для обучения умению выделять основные идеи текста с последующим
пересказом содержания текста.
Основные методические принципы реализации данного подхода отражены в
публикациях:
1) Богаткина О.Г. Элементы образовательной практики в обучении английскому языку в современных условиях / Иностранные языки в современном мире: Сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. Г.А. Багаутдинова. Казань: Центр инновационных технологий, 2010, с. 410-413.
2) Богаткина О.Г. Использование фреймов-сценариев в тестировании студентов технических специальностей по иностранному языку / Иностранные языки в современном мире: Сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. /науч. ред. Г.А. Багаутдинова. Казань: Центр инновационных технологий, 2011. C. 270-274.